Порядок, перечень и условия предоставления социальных услуг бесплатно и за плату

Порядок, виды и условия предоставления социальных услуг бесплатно и за плату бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский районный центр социальной адаптации» (далее – Порядок)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления социальных услуг БУ «Сургутский районный центр социальной адаптации» получателям социальных услуг.

1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

1.3. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг является поданное в письменной или электронной форме либо направленное почтовым отправлением заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в структурное подразделение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент) – управление социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) гражданина (далее – Управление), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства либо по межведомственному взаимодействию (далее – заявление, обращение).
В случае направления заявления почтой документы, указанные в разделе III настоящего Порядка, прилагаются в копиях, заверенных подписью гражданина или его законного представителя.

1.4. Управление:

1.4.1. В день поступления заявления или на следующий день передает информацию, содержащуюся в нем, в организацию социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – организация) на бумажном носителе, которая в течение трех рабочих дней со дня получения информации осуществляет обследование условий жизнедеятельности гражданина с составлением соответствующего акта, устанавливает индивидуальную потребность гражданина для определения перечня, максимального объема рекомендуемого социального обслуживания с составлением соответствующего акта, передает в Управление оба акта по формам, установленным Департаментом.

1.4.2. В течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления или обращения и необходимых документов принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в нем. О принятом решении гражданин информируется в письменной или электронной форме в течение одного рабочего дня с момента принятия решения. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно в день подачи заявления или обращения.

1.5. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и (или) постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 ноября 2014 года № 447-п «Об иных обстоятельствах, которые признаются ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан».

1.6. В случае принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании Управление в течение десяти рабочих дней с даты подачи заявления или обращения составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа), подписывает ее и передает гражданину или его законному представителю.
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
• социально-бытовые;
• социально-медицинские;
• социально-психологические;
• социально-педагогические;
• социально-трудовые;
• социально-правовые;
• услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
• срочные социальные услуги.

1.7. В индивидуальной программе указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

1.8. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина. Ее пересмотр осуществляется в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года, с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

1.9. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный.

1.10. В случае изменения места жительства (места пребывания) гражданина индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг по новому месту жительства (месту пребывания) в сроки и в порядке, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и настоящим Порядком.

1.11. Социальные услуги предоставляются в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2014 года № 93-оз «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в объемах, установленных индивидуальной программой, определенных стандартами социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме и срочных социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, прилагающимися к настоящему Порядку (приложения 1 — 4), либо сверх установленных объемов посредством предоставления дополнительных социальных услуг.
Перечень дополнительных социальных услуг определяется поставщиком социальных услуг по желанию получателя социальных услуг, выраженному в письменной или электронной форме.

1.12. Иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

1.13. Граждане, направляемые в организации, а также их представители должны быть ознакомлены в установленном порядке с правилами (условиями) проживания (пребывания) в указанных организациях.

1.14. Для предоставления социальных услуг гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании, или его представитель обращается к поставщику социальных услуг, указанному в индивидуальной программе (по выбору), с соответствующим заявлением по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг».

1.15. Поставщик социальных услуг в течение суток со дня представления индивидуальной программы издает приказ о зачислении гражданина на социальное обслуживание.

1.16. Социальные услуги предоставляются гражданам, признанным нуждающимся в социальном обслуживании, за плату, частичную плату или бесплатно.

1.17. Размер платы за предоставление социальных услуг определяет поставщик социальных услуг при заключении договора о предоставлении социальных услуг с учетом перечня и объема предоставляемых социальных услуг, величины среднедушевого дохода обслуживаемого гражданина в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 октября 2014 года № 393-п «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг, порядка ее взимания и определении иных категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

1.18. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода гражданина для определения размера платы за социальные услуги в случаях, когда величина среднедушевого дохода имеет значение для принятия соответствующего решения, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».

1.19. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия гражданина на получение социальных услуг, за исключением случаев, когда такое согласие дается законными представителями граждан, не способных выразить свою волю по состоянию здоровья.

1.20. Социальные услуги предоставляются гражданину в соответствии с индивидуальной программой на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

1.21. При заключении договора о предоставлении социальных услуг гражданин или его законный представитель должен быть ознакомлен с условиями их предоставления, правилами внутреннего распорядка, получить информацию о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, которые будут ему предоставлены, сроках, порядке их предоставления, стоимости их оказания в случае, если они предоставляются за полную или частичную плату.

1.22. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

1.23. Гражданин, которому предоставляются социальные услуги, обязан своевременно письменно информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обуславливающих потребность в предоставлении социальных услуг, соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг.

1.24. Обязательства по предоставлению социальных услуг прекращаются в случае окончания срока их предоставления (истечения срока договора); смерти получателя социальных услуг или ликвидации поставщика социальных услуг; на основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим; осуждения получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

1.25. Договор о предоставлении социальных услуг может быть расторгнут по взаимному письменному согласию поставщика социальных услуг и получателя социальных услуг либо в одностороннем порядке в случае невыполнения поставщиком социальных услуг или получателем социальных услуг обязательств, предусмотренных данным договором, а также в случае возникновения у получателя социальных услуг заболевания, являющегося противопоказанием для стационарной формы социального обслуживания.

1.26. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социальных услуг в письменной форме, что вносится в индивидуальную программу.

1.27. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социальных услуг освобождает Управление и поставщиков социальных услуг от ответственности за их предоставление.

2. Требования к деятельности поставщиков социальных услуг

2.1. Социальное обслуживание граждан осуществляется поставщиками социальных услуг, реализующими в соответствии с уставными документами деятельность по предоставлению социальных услуг (с обеспечением проживания и (или) без обеспечения проживания), имеющими условия, профилированные в соответствии с возрастом и состоянием здоровья получателей социальных услуг.

2.2. Условия размещения поставщика социальных услуг, оснащения приборами и оборудованием:
• размещение в специально предназначенном (приспособленном) здании (зданиях) или помещениях, доступных для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения. Здания должны быть оборудованы всеми видами коммунального благоустройства;
• по размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда, защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенная или пониженная температура воздуха, повышенные влажность воздуха, запыленность, загазованность, шум, вибрация);
• площадь жилых помещений должна соответствовать утвержденным нормативам;
• оснащение специальным оборудованием, аппаратурой и приборами должно обеспечивать надлежащее качество предоставляемых услуг. Оборудование, приборы и аппаратура должны использоваться строго по назначению в соответствии с документацией на их функционирование и эксплуатацию, содержаться в технически исправном состоянии, систематически проверяться.

2.3. Укомплектованность поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация:
• необходимое для предоставления социальных услуг число специалистов, имеющих соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей; постоянное повышение их квалификации, в том числе на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными способами;
• четкое распределение обязанностей, изложенных в должностных инструкциях, методиках и других документах, регламентирующих обязанности, права и ответственность специалистов;
• отсутствие у специалистов, работающих с несовершеннолетними, судимости, фактов уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

2.4. Оценка качества предоставления социальных услуг осуществляется поставщиками социальных услуг на основании следующих критериев:
• полнота предоставления социальной услуги в соответствии с требованиями стандарта соответствующей социальной услуги и ее своевременность;
• результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (материальная (степень решения материальных или финансовых проблем получателя социальных услуг), оцениваемая путем проведения непосредственного контроля результатов оказания социальной услуги; нематериальная (степень улучшения психоэмоционального, физического состояния получателя социальных услуг, удовлетворения его индивидуальных потребностей, решения правовых, бытовых и других проблем), оцениваемая путем проведения опросов получателей социальных услуг).

3. Перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить гражданин

3.1. В перечень документов, представляемых гражданином, необходимых для оказания социальной услуги в полустационарной форме социального обслуживания, входят:
• заявление о предоставлении социальных услуг;
• документ, удостоверяющий личность гражданина (документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя),(если имеется);
• документы (сведения), подтверждающие наличие указанных в заявлении о предоставлении социальных услуг обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании;
• заключение медицинской организации о состоянии здоровья гражданина, способности к самообслуживанию;
• справка, подтверждающая факт установления инвалидности, индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданные федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы;
• документы, подтверждающие полученные в денежной форме доходы гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, учитываемые при расчете среднедушевого дохода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение). Документы не прилагаются в случае подачи заявления инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами боевых действий, членами семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

3.2. Для предоставления срочных социальных услуг:
• заявление о предоставлении социальных услуг;
• информацию о гражданине, нуждающемся в предоставлении срочных социальных услуг, полученную от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания.

4. Предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания

4.1. Право на предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании (далее – граждане) при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и (или) постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 ноября 2014 года № 447-п «Об иных обстоятельствах, которые признаются ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан».

4.2. При полустационарном социальном обслуживании социальные услуги предоставляются в условиях ночного пребывания, круглосуточного пребывания граждан, включая организацию их питания, отдыха, поддержание активного образа жизни, участия в посильной трудовой деятельности.

4.3. Для полустационарного социального обслуживания нормативы штатной численности организации, а также ее структуру утверждает Департамент.

4.4. Продолжительность социального обслуживания граждан определяется с учетом их индивидуальных потребностей, в том числе мероприятий социальной реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, исполнителем которых является организация.

4.5. Социальные услуги предоставляются:
• лицам без определенного места жительства при круглосуточном проживании на срок не более двенадцати месяцев (первые три месяца пребывания предоставляются бесплатно, далее – за плату или частичную плату);

4.6. Лица без определенного места жительства в течение первых суток пребывания у поставщика социальных услуг направляются в медицинские организации на обследование для получения заключения медицинской организации о состоянии здоровья, способности к самообслуживанию. До получения указанного заключения гражданин в обязательном порядке проходит первичный медицинский осмотр и первичную санитарную обработку и помещается в изолятор.

4.7. Лица, признанные при медицинском осмотре нуждающимися в неотложной медицинской помощи либо в стационарном лечении, незамедлительно направляются в соответствующие медицинские организации.

4.8. При зачислении гражданина на круглосуточное проживание (ночное пребывание) поставщик социальных услуг осуществляет:
• изъятие в установленном порядке предметов, запрещенных к хранению (представляющих опасность для жизни и здоровья получателя социальных услуг и его окружающих);
• принятие на хранение его ценных вещей (по его просьбе).

4.9. Право внеочередного принятия на полустационарное социальное обслуживание имеют следующие категории граждан:
• инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
• инвалиды боевых действий;
• лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
• бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
• преимущественное право принятия на полустационарное социальное обслуживание имеют следующие категории граждан:
• военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
• лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
• лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР;
• члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

4.10. Полустационарное социальное обслуживание гражданина прекращается в случае:
• подачи им или его законным представителем заявления об отказе от социального обслуживания, социальной услуги, которое вносится в индивидуальную программу;
• истечения сроков предоставления социального обслуживания, социальной услуги в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг;
• нарушения условий договора о предоставлении социальных услуг;
• смерти гражданина или ликвидации (прекращения деятельности) поставщика социальных услуг;
• наличия решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим;
• осуждения гражданина к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

4.11. Снятие получателя социальных услуг с социального обслуживания оформляется в течение одного рабочего дня с момента наступления вышеперечисленных обстоятельств приказом поставщика социальных услуг.